Музейщики

30.08.2012

Есть в слав­ном го­роде Санкт-Пе­тер­бург ака­демия Штиг­ли­ца. И есть в ней му­зей. И ра­бота­ют в му­зее том лю­ди стран­ные, спод­вигшие окон­ча­тель­но и бес­по­ворот­но ре­шить, что му­зей­щи­ки это и не лю­ди вов­се, а тай­ная си­ла тём­ная. Нет, я всё по­нимаю, нуж­но по­лучать средс­тва для су­щест­во­вания и во­об­ще за­раба­тывать, но я ни­как не мо­гу по­нять, по­чему нель­зя ци­вили­зован­но? Или ци­вили­зация этот вов­се не то что я ду­маю? Очень силь­но чувс­тву­ет­ся конт­раст, зная хо­тя бы ма­лень­кую то­лику ис­то­рии соз­да­ния. Как от­но­сил­ся ба­рон Штиг­лиц к соз­да­нию, и как му­зей­щи­ки к су­щест­во­ванию.

Билет в музей при академии им. Штиглица

На­чать мож­но прям со вход­но­го би­лета. На­печа­тан не­из­вест­но ког­да в стра­не и го­роде, ко­торых уже не су­щест­ву­ет. И му­зей, кста­ти ска­зать, с тех пор пе­ре­име­нован. Ни ИНН, ни кон­тактов. Так, филь­ки­на гра­мота, да ещё и с исп­рав­ле­ни­ями обыч­ной ша­рико­вой руч­кой. При­том при всём за съём­ку фо­то нуж­но пла­тить от­дель­но, и за ви­део то­же от­дель­но. Но за это уже ни­каких че­ков и би­летов не бу­дет. В об­щем вы­мога­тель­ство, в чис­том ви­де.

Я а прин­ци­пе не по­нимаю суть зап­ре­та на съём­ку. Со вспыш­кой или шта­тивом — да. Как ми­нимум по­тому что мо­гут ме­шать. Ну и мно­го вся­кой тех­ни­чес­кой пур­ги мож­но про­мес­ти чем шта­тивы и вспыш­ки вред­ны. Но за прос­то съём­ку? Да ещё и в та­ком му­зее. По су­ти рав­но­силь­но же­ланию от­би­рать у сту­ден­тов конс­пек­ты и учеб­ни­ки. В кон­це кон­цов сде­лай­те би­лет не 60 и 30 для сту­ден­тов, а 100 и 40, со­от­ветс­твен­но, и не упо­минай­те во­об­ще про съём­ку.

Но что боль­ше по­рази­ло, так это то, что по­меще­ния му­зея прос­то про­пита­ны не­навистью. Воз­дух слов­но гус­той и лип­кий, и при приб­ли­жении му­зей­щи­ков бе­гут боль­шие от­ря­ды хо­рошо вы­мушт­ро­ван­ных му­рашек. Осо­бен­но уби­ло, как они про­меж се­бя шеп­чутся: «Вот, хо­дят тут, фо­тог­ра­фиру­ют». И да­же без на­мёка на воп­рос за­чем. Да и прав­да, за­чем бу­дущим рес­тавра­торам, нап­ри­мер, или ху­дож­ни­кам об­разцы ис­кусс­тва, ко­торые ба­рон Штиг­лиц, кста­ти ска­зать, со­бирал спе­ци­аль­но для ака­демии, что­бы сту­ден­ты не прос­то учи­лись, но и пос­то­ян­но ви­дели пе­ред со­бой Ис­кусс­тво. Что­бы с са­мого на­чала на­ходи­лись в пра­виль­ной сре­де.

Вот ин­те­рес­но, а ес­ли му­зей­щи­кам дать во­лю, что бу­дет с экс­по­ната­ми? Уже сей­час на мно­гие не стес­ня­ясь на­носят ин­вентар­ные но­мера. При­чём очень час­то прям на ви­ду. Это хра­ните­ли? Это те лю­ди, ко­торым до­вере­но сох­ра­нение цен­ности? Или это та са­мая ци­вили­зация? Са­мое обид­но, что лю­ди са­ми пот­ворс­тву­ют бесп­ре­делу. О лю­дей «вы­тира­ют но­ги» и счи­та­ют «ту­пыми ов­ца­ми», но ког­да на­ходит­ся кто-то, го­товый да­же не бо­роть­ся, а хо­тя бы спро­сить, а всё ли в по­ряд­ке, так не му­зей­щи­ки да­же, са­ми лю­ди воз­му­ща­ют­ся, дес­кать «ты что, тут же…», прав­да от­ве­тить вра­зуми­тель­но на прос­той воп­рос по­чему они то­же счи­та­ют уни­жение пра­виль­ным не мо­гут.

Вспо­мина­ет­ся пос­то­ян­но две край­нос­ти. Мо­нас­тырь в Рос­то­ве Ве­ликом, где мож­но всё. И по тер­ри­тории гу­лять, и фо­тог­ра­фиро­вать, и на смот­ро­вую пло­щад­ку под­ни­мать­ся. И за это прос­то ин­форми­ру­ют, что мож­но по­жерт­во­вать кто сколь­ко го­тов. И да­же ес­ли ни­чего не ос­та­вить, бу­дут от­но­сить­ся ко всем без иск­лю­чения по­сети­телям как к лю­дям. И всё под­держи­ва­ет­ся в чис­тень­ком и ак­ку­рат­ном сос­то­янии. При­чём, кста­ти ска­зать, со­вер­шенно без лиц иност­ран­ной на­руж­ности.

А есть Ус­пенс­кий мо­нас­тырь в го­роде Алек­санд­ро­ве. Ко­локоль­ня, на ко­торую что­бы под­нять­ся, нуж­но зап­ла­тить. При­чём, преж­де чем зап­ла­тить, нуж­но сна­чала отыс­кать где имен­но. И от са­мого вхо­да пок­ры­та над­пи­сями, в ду­хе «Ки­са и Ося бы­ли здесь». И, су­дя по да­там, не об­новля­ли сте­ны с 2004-го го­да. За­то за день­ги.