Огород Райкконена

30.08.2012

Одним из главных событий «Гран-при Венгрии», 11-го этапа чемпионата-2012, стало запоминающееся выступление Кими Райкконена, проведшего гоночные выходные в Будапеште с присущим ему непостоянством.

В аналогичном стиле, кстати, выдержан и сезон финна в целом, в котором он умудрился и очаровать, и расстроить болельщиков. Очаровать – потому что столь удачного возвращения в «Формулу-1» долго отсутствовавшего в ней пилота не доводилось видеть уже очень давно. Чуть ли не со времен Алена Проста. Однако, несмотря на внушительную коллекцию подиумов, которую Райкконен собрал и старательно расширяет, от разочарования тоже никуда не уйдешь, ведь в идеале результаты чемпиона мира-2007 за рулем Lotus могли бы быть еще лучше – и намного. Могли - и, пожалуй, должны, учитывая, что такой прыти от E20 Кими, наверное, не ждал ни в самых упоительных снах, ни в самых смелых мечтах.

Но на практике болид оказался и впрямь очень быстр, и на данном фоне 5-е место 32-летнего гонщика в личном зачете при полном отсутствии побед, конечно, уже сложно воспринимать как огромный успех. На данном фоне это, собственно, почти что неудача. А по мнению некоторых – и вовсе провал. По крайней мере, именно этот броский эпитет употребил Жак Вильнев, оценивая положение дел в конюшне Эрика Булье. В интервью, которое он дал поздней весной, превратившийся из пилота в аналитика экстравагантный канадец вообще прошелся по Кими по полной программе и в конце собственного выступления от души зашвырнул в его огород здоровенный камень, язвительно заметив, что, находись за рулем E20 Фернандо Алонсо или Льюис Хэмилтон, Lotus бы уверенно лидировал в обоих зачетах.

И это неистовый Жак, повторюсь, сказал аж весной, еще не подозревая, что два месяца спустя до неприличия вальяжный финн лишь отдалится от победы в чемпионате мира и начнет через раз проигрывать квалификации своему относительно беззвездному напарнику Ромену Грожану.
Спору нет, как аналитик Вильнев подчеркнуто эпатажен и при прочих равных всегда предпочтет гиперболы банальностям, даже если последние явно ближе к реальности. Однако в этом конкретном случае я бы не стал совсем уж пропускать слова экстравагантного канадца мимо ушей: в отсутствии побед в сезоне-2012 Райкконен и вправду может винить лишь самого себя.

Чтобы регулярно выигрывать в составе Lotus, Кими, в общем, даже не нужно было (и до сих пор не нужно) творить чудеса и совершать семь подвигов Геракла. Все, что от него требовалось и требуется и по сей день, - это отменно проведенные квалификации, ибо гоночный темп E20 почти неизменно великолепен, а порой и просто волшебен. Но отменных квалификаций в исполнении финна в 2012-м нет и нет, хотя на дворе уже июль. И июль этот, заметьте, практически закончился.

Безусловно, на подобную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны и вспомнить, что в квалификациях E20, которому требуется немало времени для нагрева шин, не слишком хорош сам по себе. Так сказать, в отрыве от мастерства пилотов. Вот только не слишком хорош – понятие растяжимое, и растянул его тут как раз Райкконен, который за минувшие четыре месяца не провел ни единой по-настоящему сильной квалификации. Подчеркну: ни единой. И пусть класс машины вряд ли позволял регулярно бороться за поул, но Кими по субботам ни разу не нашел и дорогу, ведущую хотя бы на второй ряд. Между прочим, у его напарника Грожана в 2012-м это получалось уже неоднократно

И вот что поразительно: сознавая, что ключом к победам в гонках для него является повышение качества пилотажа на летучих кругах, как сознавая и то, что пилотируя на них по-старому, он сам себя ущемляет и даже обворовывает, финн предпочитал и предпочитает подобную проблему замалчивать. К ней он, собственно, возвращался лишь по воскресным вечерам, обещая исправиться и искренне сожалея, что из-за далекой стартовой позиции опять потерял 5, 6, 8, если не все 10 очков. Но наступал час новой квалификации (в прямом смысле, кстати, час) – и здесь выяснялось, что Райкконен не продвинулся вперед ни на шаг. Думается, не в последнюю очередь потому, что общие слова – плохая замена сверхусилиям, а на них уже лет эдак пять предпочитающий плыть по течению чемпион мира-2007 откровенно скуп.
Как следствие, болельщикам Кими и на Хунгароринге после гонки пришлось пуститься в рассуждения в стиле «а если бы». А если бы финн был на месте Грожана, например. Что ж, в таком случае, «Гран-при Венгрии», полагаю, выиграл бы отнюдь не Льюис Хэмилтон, поскольку помарки Ромена Райкконен точно не совершил, как не провел бы столь невыразительно решающие и решившие все в гонки круги перед пит-стопами.
Но в том и дело, что первую часть воскресного заезда чемпион мира-2007 был не на месте Грожана, а на своем, честно заслуженном месте, ведь квалификацию и старт провалил совсем не француз. И, к слову, с 6-й позиции Кими вполне мог до конца этапа и не уйти, не прояви в очередной раз некомпетентность стратеги Ferrari, зазвавшие Алонсо в боксы в первый раз круга на три раньше, чем надо.
В результате перед представителем Lotus открылась свободная дорога, и предоставленный сам себе финн, который странным образом с возрастом растерял ту часть мастерства, что требуется по субботам, а все остальное мастерство сохранил, довольно оперативно превратил 15 секунд отставания от лидера Хэмилтона в ничто. Превратил, правда, лишь с тем, чтобы вновь убедиться в важности квалификаций: третьим пилотом (после Найджела Мэнселла и Дженсона Баттона) в истории Хунгароринга, который выиграл гонку, стартовав дальше второй линии, Райкконен так и не стал.