Школьные годы чудесные

30.08.2012

Учителя – хитрые существа.
Хотят, чтобы мы знали все предметы,
а сами знают только по одному!

школьники

(источник статьи - информационная группа "Дух времени" в социальной сети "В контакте")

Американский футуролог Элвин Тоффлер (чьи труды вот уже многие десятилетия влияют на мировую политику) в своей книге «Революционное богатство – Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь», - 2006., пишет: «Вероятно, самую большую цену за волновой конфликт в Америке предстоит заплатить почти пятидесяти миллионам детей, которые сейчас принудительно зачисляют в школы, пытающиеся подготовить их – не слишком успешно – для работы, которой в будущем не будет. Это можно назвать воровством будущего».

В действительности, критикуя индустриальную систему массового образования начиная с 1970-1980гг., при этом будучи в консультационном совете при президенте Рейгане, а также одним из соавторов новой американской военной доктрины, Тоффлер так и не добился кардинального пересмотра подхода к образованию людей. По сей день, система образования готовит молодежь к реалиям «вчерашнего дня» - эпохи, которая закончилась, по словам Тоффлера, еще в 1950г.

Резонно задать вопрос, почему все страны мира включая Россию, Индию и Китай, будучи осведомлены о наступлении  Третьей Волны – эпохи Информационной Цивилизации, никак не изменили свою систему образования построенную на принципах эпохи Индустриализма? Списать данный факт на простую недальновидность политиков было бы слишком просто и «очевидно». Можно списать это на косность нашей социальной системы и ее врожденного протеста любым изменениям. И все же причина, как мне кажется, кроется более глубоко.

P.S. Система массового образования построена на принципах индустриальной цивилизации. Элвин Тоффлер написал о ней примерно следующее:

Школа построена по принципу фабрики.
Есть здание фабрики – школа.
Есть сырье – ученики.
Есть рабочие, которые обрабатывают сырье – учителя.
На выходе – стандартизированный, однообразный продукт серийного производства – выпускники.
Чему учит школа? Вы думаете знаниям. Нет! И еще раз нет!

Когда первые промышленники «загнали» крестьян в свои заводы они столкнулись с проблемой – крестьяне были не приспособлены к работе на конвейерном производстве. Ведь крестьянин привык просыпаться с восходом солнца и ложиться когда сам этого захочет. А нужны были люди другого типа. Их НЕОБХОДИМО было ВОСПИТАТЬ с пеленок (как в «Дивном, новом мире»). Как это сделать?

Решением оказалась система МАССОВОГО образования, точнее МАССОВОЙ ОБРАБОТКИ людей. Ребенок подготавливался к будущей жизни на заводе, которая состояла из четкого распорядка дня и монотонной, скучной работы. Поэтому, ребенок должен был каждый день приходить в школу к назначенному часу (опоздание каралось и карается, по сей день). Ребенок должен был выполнять именно скучные, однообразные задания – в будущем ведь от него ничего другого и не требовалось! Должен был принимать пищу в назначенный час – как и рабочий на заводе! Так как ребенок, просто, физически не мог находится за партой больше определенного времени (45 минут урока), то были введены перемены (аналог обеденному перерыву). Более того, чтобы ребенок не мог проявлять особой активности вне школы (фабрики) его нужно было загрузить «домашним заданием», вовсе не для его развития, а как раз, ограничив его развитие рамками его будущей социальной роли раба.