Спаситель

30.08.2012

Главным событием «Гран-при Малайзии», второго этапа сезона-2012, стала сколь блестящая, столь и сенсационная победа Фернандо Алонсо.

Приглашая двукратного чемпиона мира осенью 2009 года, руководство Ferrari видело в нем лучшего пилота на планете и, в общем, не прогадало: облачившись в красный комбинезон, испанец демонстрировал присущий ему класс практически в любой гонке и практически в любую погоду.

Другое дело, что сейчас Алонсо для Скудерии – это не только лидер и едва ли не единственный источник надежды. Он еще и спаситель, человек, который призван отстаивать честь команды от этапа к этапу. Извиняться за высокопарное выражение я, пожалуй, не буду, поскольку на сегодняшний день положение вещей в Маранелло именно таково: в прославленной конюшне нынче нет ни толкового начальника, ни даже хорошего второго пилота, который был бы в состоянии стабильно набирать очки.

Виктория Фернандо на Сепанге – это, несомненно, чудо. Но одновременно она еще и чрезвычайно логична: успех премьера Ferrari в Малайзии лишь подтвердил негласное правило, согласно которому на длинной дистанции у выдающегося гонщика намного больше шансов повлиять на исход борьбы за счет собственного мастерства. Оно и понятно: если в субботу достаточно чистой скорости, то в воскресенье для достижения нужного результата требуется целая россыпь умений. В гонке, в конце концов, попросту усложняются условия для пилотажа, ведь управлять заправленной под завязку машиной гораздо тяжелее, чем машиной, которая настроена на один летучий круг.

Между прочим, нетрудно заметить, что именно в режиме полного бака Алонсо и был быстрее всего – и в минувшие выходные, и в те, что были неделю назад в Мельбурне. Удивляться тут нечему: когда вес болида близок к максимальному, ни о каком комфорте речь уже не идет. Даже в случае машин топ-команд. Справиться с подобной задачей – прерогатива гонщика, и именно на этой стадии Гран-при испанец и ковал преимущество – что в Австралии, что на Сепанге.

Зато потом, когда вес машины начинал приближаться к квалификационному, форма Cкудерии неизменно ухудшалась. Как следствие, под занавес обоих этапов Фернандо приходилось исключительно обороняться и сдерживать натиск сначала Пастора Мальдонадо на Williams, а потом Серхио Переса на Sauber. Завуалировать слабости автомобиля и в этой ситуации, когда на первый план выходят управляемость и баланс шасси, был не в состоянии уже ни один пилот. Пусть и лучший в мире.

Болид у Ferrari, впрочем, не столь уж и слабый. Думаю, правильнее будет сказать, что F2012 – машина с невероятно узким рабочим диапазоном, с огромным трудом поддающаяся настройке и совершенно не прощающая ошибок. Причем любых – даже самых мелких. Здесь-то, как мне кажется, и таится ответ на вопрос, почему Фелипе Масса, в предыдущем сезоне уступавший напарнику по итогам гонки в среднем 30-40 секунд, сейчас уступает ему круг. Ну, опять же – в среднем. В принципе, прошлой осенью мне уже доводилось говорить, что огромное преимущество, которое Фернандо неизменно имеет над Фелипе на длинной дистанции, в первую очередь объясняется разной манерой пилотирования и лишь потом – перевесом в чистой скорости. Он, в конце концов, достаточно локален, данный перевес. Три-четыре десятых при каждом пересечении стартовой прямой – это, несомненно, хороший запас, но его не превратишь в 50 секунд отрыва по итогам Гран-при.

Гораздо большее значение здесь имеет уникальная способность Алонсо избегать невынужденных промахов вроде блокировки колес, неправильно выбранной траектории или точки для торможения. Он ведет машину поразительно чисто и непринужденно проходит в таком ключе километр за километром и круг за кругом. Зато в пилотаже Массы помарки можно легко найти в каждом втором повороте – и, кстати, это было свойственно ему всегда. Даже в три первых сезона латиноамериканца в Скудерии, которые остаются и, наверное, останутся для него безоговорочно лучшими. Однако тогда в распоряжении Фелипе были шикарные машины и куда более жесткие шины, а сейчас ничего этого нет. Зато есть другое: необычайно сложный в управлении болид и покрышки, чье поведение резко ухудшается даже после незначительного ухода с траектории. И вот в подобных условиях несовершенство бразильского гонщика, конечно, очень заметно. Не заметить его, собственно, просто нельзя.

В результате вот уже второй сезон по ходу Гран-при преимущество Фернандо над напарником растет словно на дрожжах. Сперва это три-четыре десятых, следом – шесть, а потом уже секунда с круга – по мере износа резины и увеличения числа помарок Массы. Так – поворот за поворотом, торможение за торможением и километр за километром Алонсо и набирает свое преимущество с расчетливостью компьютера, попутно доказывая, что при современном регламенте долго ехать быстро может лишь пилот, который едет еще и чисто, без ошибок.

В Малайзии вкупе с несомненным везением и долгожданной помощью со стороны стратегов Ferrari это привело к победе и торжеству Доменикали на подиуме. На триумфатора незадачливый босс Cкудерии, правда, был похож значительно меньше, нежели на человека, который несколько минут назад узнал, что остается на своей должности еще как минимум на год. Узнал – и вследствие этого абсолютно счастлив. Теперь, будьте уверены, велеречивый Стефано, срочно вызванный после предыдущего этапа на ковер к начальству (из-за чего ему пришлось облететь весь мир), пойдет к начальству сам и, тщательно завернув добытую Алонсо викторию в фольгу красивых слов, произнесет в кабинете Луки ди Монтедземоло много лет назад заученные фразы. Фразы о том, что команда неуклонно прогрессирует, команда растет и готова выиграть чемпионат мира уже к вечеру следующего дня. Вероятно – даже к утру.