Велесичи (Кудесы) — День домового

30.08.2012

 (394x590, 97Kb)
Сегодня – 28 января – День домового. Покормить его надобно, приветить, чтобы жилось в доме уютно и болезни лихие обходили
Десятой дорогой. Чтобы был достаток в доме и чистота. И сны снились – добрые и ласковые. Почтим сегодня предков наших, вспомним корни наши.

Рекомендуется подкармилвать Хозяина почаще, но нужно хотя бы не забывать это сделать сегодня. Хорошие отношения с домовым – это считай ого-го как много значит для дома и для людей. И по себе знаю и по своим знакомым.
Доброго, домовитого и хозяйственного духа вам в дом. А вы уж – не забывайте про него.

Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!

Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.

В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств.

Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми.

Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:

Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!

В некоторых областях праздник отмечается по новому стилю — 10 февраля.

Отсда - http://www.calend.ru/holidays/0/0/1643/

Этот праздник называли еще и Кудесами. Что это такое кудесы? В некоторых славянских наречиях это слово обозначало бубны. Музыкальный инструмент, симбиоз маленького барабана и колокольчиков. Праздник есть праздник, а потому во многих семьях старались задобрить «запечника» (именно там и жил домовой) плясками и песнями. Причем веселились от души…

Но суть сводилась к тому, что если к домовому относиться по-человечески, то он обязательно поможет, убережет от беды как людей, так и хозяйский скот. Особенно коров, к которым каждая хозяйка относилась очень бережно, ведь буренка была зачастую настоящей кормилицей. Никто не мог уберечь коров от порчи так, как добрый домовой…

Ведь домовой – никто иной, как один из детей бога Велеса, изначального заступника славян. И дети его селились ближе к людям для того, чтобы им во всем помогать. Тех, кто жил за печкой называли домовыми, кто отправился в лес – лешими, добрых духов рек и озер – водяными, а тех, кто готов подсобить человеку в поле – полевиками. Они, по примеру, домовых, чаще всего появлялись в полночь, когда у человека, задержавшегося в пути, от усталости слипались глаза. А полевики правили их конями, не зря ведь люди замечали, что лошадь всегда найдет дорогу домой. Впрочем, как и кот или собака. Но не сами же они по себе находили дорогу, ими обязательно кто-то управлял…

Но домовой был не только «охранником» дома и скота, он считался неплохим воспитателем. Конечно, до физического наказания дело не доходило, но нерадивым хозяевам домовой устраивал различные неприятности: стучал по ночам, прятал вещи, ронял одежду и посуду... Опять же, если в доме что-то пропадало, «суседушка» сам находил вора, пробирался в его избу и из переднего угла начинал страшно выть, пока лихоимец, не желая быть разоблаченным, не находил способа незаметно вернуть похищенное. Обычно украденные вещи ночью подбрасывали во двор, и тогда домочадцы говорили: «Суседушко постарался»… Подробности здесь.

В некоторых славянских племенах считалось, что домовой обязательно заселяется в дом, как только тот будет готов. Другие полагали, что «запечник» рождается из душ тех деревьев, из которых рубится изба. Ведь деревья, как и люди, имеют души и после того, как бревно идет на строительство, его душа остается тут же. Третьи вообще полагали, что образ жизни домового практически ничем не отличается от человеческого: он может жениться, заводить детей, а значит, плодить молодую поросль для новых домов…

Бывали случаи, когда изба, например, после пожара становилась неприспособленной к проживанию в ней. Рубилась новая изба, но домовой, по представлению домочадцев, оставался на пепелище неприкаянным. И для того, чтобы этого не произошло, его «брали» с собой на новоселье. Для этого домового сажали либо в лапоть, либо на деревянную лопату, с помощью которой сажали в печь хлебы…

Предполагалось, что домовой предсказывает будущее. Так, желая предупредить о неприятностях, он скребется и возится в углах; дергая женщину за волосы, намекает на то, что ей надо опасаться споров с мужем. А если домовой проведет по щеке засыпающего хозяина мохнатой лапой – можно ожидать богатства; теплой – к добру; холодной и шершавой – к худу.

Какую же кашу любят домовые в День своего угощения? Любую! Ту, что едят хозяева. Главное, чтобы подношение было выполнено с любовью. Но не расстраивайтесь, если поутру обнаружите, что домовой так и не притронулся к каше. Это другие, так называемые полевые формы жизни, так что кашей они не питаются. Для них важен не вкус угощения, а внимание…

А это здесь - http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-24512/

Домовые духи

В старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто при- блудные духи, обычно безобидные. В овине живет овинник, на гумне - огуменник, в сарае - сарайник, в бане - банник, в курятне - куричий божок, в клети - клетник, в закуте - закутник, за печкой - кикимора запечная, шишиги и шиликуны, коргоруши, рядом со снедью живет жировик-лизун, а в доме - сам хозяин всех домовых духов - домовой.
Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. По ночам будут шуметь и колобродить шишиги и шиликуны, а коргоруши, обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги, жировик-лизун съест в избе все продукты.
А особенно беда, ежели в доме заведутся навии - духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Но спи враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды», домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам.
Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!»
Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
Вот здесь - http://www.telegraph.ru/misc/legend/legenda56.htm